30.11.99

Выбор проекционного экрана для образовательных учреждений

Казалось бы, выбрать проекционный экран для использования на уроках - дело сложное. Но все станет гораздо проще, если знать, на какие именно критерии следует обратить внимание при покупке. В нашей статье мы постараемся раскрыть важные для выбора экрана аспекты.  

 

Формат экрана.

Как правило, источником сигнала для проектора служит компьютер. К нему, кроме проектора, подключен монитор. С точки зрения совместимости форматов изображения, формат экрана целесообразно выбирать таким же, как и формат монитора. Идеально, если и основной формат изображения у проектора будет аналогичным.

На практике в классах все чаще можно увидеть современные широкоформатные мониторы. А вот широкоформатные проекторы по причине большей стоимости не все в состоянии приобрести. Как быть?

Отправным пунктом для правильного выбора формата экрана является основное разрешение проектора. Так как изображение на экране формирует именно проектор, то формат экрана и основной формат изображения проектора должны совпадать.

При использовании широкоформатного монитора и проектора с основным форматом 4:3, экран следует выбрать также формата 4:3 (допустимо применить экран формата 1:1 и использовать часть полотна для получения изображения формата 4:3). При проецировании широкоформатного изображения на таком экране остаются незадействованными его верхняя и нижняя области. Чтобы «развернуть» изображение на весь экран, в данном случае следует применить форматирование изображения (Функция проектора. У проекторов EPSON, например, формат изображения оперативно изменяется кнопкой «Aspect» на пульте дистанционного управления).

 

Конструкция экрана.

Специфика применения предполагает необходимость сворачивания полотна экрана. Сворачивание может быть ручным и моторизованным. С мотором конечно же лучше, но существенно дороже. Именно из соображений экономии бюджета в школах чаще всего применяются ручные экраны с подпружиненным механизмом сворачивания полотна.

При выборе подпружиненного экрана желательно обратить особое внимание на механизм сворачивания. Ведь открывать-закрывать экран учителю и ученикам придется часто. Именно поэтому желательно выбирать экраны с плавным сворачиванием. Полотно у экрана с таким механизмом поднимается медленно и без удара ограничителя о корпус, даже если его не придерживать рукой. В результате продлевается срок службы изделия.

 

Размер экрана.

Экрана никогда не бывает много. Но в учебном классе увлекаться гигантизмом все же не стоит. С точки зрения продуктивного восприятия изображения ширина экрана должна вписываться в горизонтальный угол зрения 60° при просмотре с первой парты. Изображение большего размера вызовет дискомфорт его восприятия и, как следствие, приведет к повышению утомляемости учеников, сидящих в первых рядах.

Таким образом, при расстоянии от экрана до первой парты 2 метра, ширину рабочей области экрана желательно ограничить значением 2,2-2,3 метра. Высота рабочей области будет определяться форматом изображения.

В то же время, при ширине экрана, меньшей 1,8 метра, с последних парт изображение будет выглядеть недостаточно масштабным.

Следующий шаг – проверка физической возможности подвеса экрана. Экран можно подвешивать к стене или к потолку. Нужно убедиться, что при выбранной высоте полотна и способе подвеса ничто не будет мешать проецированию изображения.

 

Что такое «экстрадроп»?

Высота полотна экрана бывает больше высоты его рабочей области. Дополнительную  верхнюю часть полотна экрана называют экстрадропом. Стандартный экстрадроп  имеет черный цвет и размер 30 см. Бывают экраны с увеличенным или уменьшенным экстрадропом.

Экран с экстрадропом нужно выбирать, если существует необходимость дополнительно опустить его рабочую область относительно корпуса (например, при подвесе экрана к потолку). Как вариант, в подобной ситуации можно использовать экран формата 1:1 и проецировать изображение на его нижнюю часть.

 

Качество полотна экрана.

Практически любому сворачиваемому экрану свойственна та или иная степень искривления полотна. Больше всего полотно «ломается» на краях. Очевидно, что чем качественнее полотно, тем оно ровнее. Если оценка качества полотна представляется вам затруднительной, стоит отказаться от покупки самых дешевых экранов. Как правило, их полотна оставляют желать лучшего.

Нивелировать искривление помогает и черная кайма по краям экрана. К тому же эта кайма способствует повышению визуально воспринимаемой контрастности изображения.

Если в вашем экране такой каймы нет, то для уменьшения геометрических искажений желательно выставить при инсталляции проектора размер изображения немного меньше размера полотна экрана.

 

Вместо заключения 

Проекционный экран – важнейший элемент презентационного оборудования учебного класса. Но не единственный. Соединить все элементы в систему, произвести их профессиональный монтаж, подключить и настроить помогут грамотные инсталляторы. Они же смогут учесть все нюансы расположения и подвеса проекционного экрана в конкретном помещении. 

 

Полное или частичное копирование материалов сайта запрещено, при согласованном копировании прямая ссылка на данный ресурс обязательна.